Музыка эпохи
Но на несколько самых известных секвенций этот запрет не распространился. Одна из них - Dies irae, средневековое католическое песнопение, исполняемое на Страстную пятницу. Канонизированный Тридентским собором в середине XVI в., этот гимн в несколько измененном виде сделался достоянием католической церкви, войдя в состав заупокойной мессы, второй ее части — реквиема. Он множество раз был положен на музыку величайшими композиторами.
ЗАПИСЬ МУЗЫКИ И ИЗОБРЕТЕНИЕ НОТ
Упорядочение церковного пения неизбежно привело к необходимости зафиксировать в письменном виде музыкальный материал, что, собственно, и сделал папа Григорий Великий. Для этого он использовал так называемую систему невм (от греч. pneuma — дыхание).
Это еще не было привычное для нас нотное письмо, сравнительно точно фиксирующее высоту, длительность, громкость, тембр и другие параметры звука. Невмы использовались лишь как способ напомнить певцу уже известную ему ранее мелодию, указать на ее общий рисунок, профиль и движение.
Новые, более сложные и в дальнейшем все усложняющиеся формы пения привели к необходимости поисков более совершенных способов записи музыки. Изобретателем так называемой линейной нотации считается бенедиктинский монах Гвидо из Ареццо (995-1050). Суть нотной записи в следующем. Почти все мелодии, начиная с григорианского хорала вплоть до современных песен, имеют ключевую ноту, вокруг которой группируются остальные звуки. Простейшим способом записать мелодию с древних времен было провести линию, которая фиксировала бы эту ключевую ноту, и сделать отметки над этой линией и под ней, чтобы указать повышение и понижение мелодии.
Предыдущая страница - Страница: 4 из 6 - Следующая страница Быстрая навигация: 1 2 3 4 5 6
|